Пятница, 17.05.2024, 08:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Аудиокультура

Интерпогружение в мультипространство
2012 год. Октябрь. Дни Австрии в Нижнем Новгороде. Взаимодействие двух стран в рамках мультикультурного пространства. Сферы науки, музыки, фотографии, литературы России и Австрии стремятся к творческому диалогу. Добро пожаловать на фестиваль - в мир интеграций и слияний! Дни Австрийской культуры вновь приветствуют всех в России, в столице Поволжья.

Уже в пятый раз, но как всегда по-новому зазвучит в консонансе диалог двух культур. Что ожидает нас? Обмен опытом, пропаганда.… Думаю, в этот раз все пройдет на значительно более высокой ступени, ибо в центре внимания мировые общекультурные проблемы.

Переплетение мыслей, образов, звуков, действий — вот что такое Дни Австрии.

Сперва о Слове, отправная точка которого — человеческая мысль. Фестиваль открылся 17 октября. В течение трёх дней в ВШЭ и ННГК проходили заседания, посвящённые проблемам миграции, мульти- и интеркультурализму в различных странах, их проявлению в литературе и музыкальном искусстве.

Остановлюсь на последнем, на секционном заседании в консерватории. Было высказано много интересных, свежих мыслей, о взаимодействии культур в различных территориальных и временных рамках — от церковных традиций (А.А. Евдокимова) до современных инсталляций «сотворения мира» (Е.И. Булычева). «Вавилонское смешение» - фразу, которая прозвучала из уст А.А. Евдокимовой, можно взять за основной тезис  не только музыкальной части, но и всего симпозиума. Центральными докладами оказались крайние, обрамляющие заседание: «Венецианская биеннале как пространство мультикультурализма» Е.И. Булычёвой и «К проблеме мультикультурализма в церковном пении южных и восточных славян» А.А. Евдокимовой».

Из выступлений на пленарном заседании в ВШЭ я бы отметила доклад почётного гостя В.А. Гуревича «Блики мультикультурализма: заметки о композиторских школах на постсоветском пространстве».

Оптика. ставленные в Нижегородском планетарии, представили синтез цвета, мысли, обогатили межкультурное пространство. На этих фотографиях и картинах «заговорили» не только европейцы, но и мигранты.   Каждый портретный снимок — ключ к какой-либо нации, у которой своя отличительная особенность, своя народная мудрость, своя странность. Ценность этого вернисажа как раз в многообразии, в возможности выбора. Здесь и символичное восприятие разнообразных этнических групп, и социально-политический конфликт «цвета кожи».

Выставка работ Л.Я. Гройсмана «Непарадная Вена» совсем другой направленности. Какова Вена тихих закоулков, железнодорожных путей? Пышность, помпезность старинной архитектуры уходит на второй план. Мы смотрим на них через изгородь, из-за угла, из-под арки моста – как будто из параллельного «непарадного» мира.

Звук. Шуберт… Брамс… Трио…калейдоскоп мыслей не дает уняться, двигает, побуждает, завлекает. Если рассматривать абсолютно любую музыкальную сферу, она, так или иначе, будет мультикультурна. Оркестр, как отождествление стремления к объединению, уже изначально является воплощением «слияния», мультизвукового пространства. Движение к еще более мелким единицам измерения – пьеса, состоящая из разножанровых, разнонациональных мотивов. В сторону масштаба – целый мир, сливающийся в мозаику из индивидуальностей. Музыка существует как «большой котел», образует новые сплавы.

Своеобразный сплав возник и среди наших гостей «Альтенберг трио». Его участники – поляк А. Геберт (виолончель), аргентинец А. Ганц (скрипка) и австриец К. Шустер (фортепиано) – сами явились примером взаимодействия культур. В их исполнении была экспрессия, грамотно выровненный баланс и абсолютное слияние звуковой ткани.

В последний фестивальный день 19 октября музыканты «Альтенберг трио» провели мастер-класс со студентами музыкального колледжа и консерватории. Они делились мастерством тонкой нюансировки, выразительного звучания, призывали играть живо, наивно, с удивлением, опираясь именно на содержание, а не на внешний эффект.

Не думаю, что музыканты хотели выразить своим выступлением межкультурные вопросы бытия. В противоположность всем заданным темам симпозиума, музыка дала возможность уйти в мир звуков, отстраниться от суеты. Музыкальное временное пространство, как третья часть в симфоническом цикле — менуэт или скерцо, которая не участвует в разработке главной идеи или проблемы, а погружает в игру, танец жизни.

Действие.  От первого дня к третьему. От научного слова – к эмоциональному порыву. Мы на площадке киноцентра «Рекорд». Заявленный в программе фестиваля перформанс-балет «Умид и Наташа» оказался смешением современного танца, пантомимы, кино, полемики. Действо началось с рассказа приглашенного узбека Бахи о себе и о своей культуре. Было показано «немое кино» об истории запретной любви «русской балерины» и «узбекского строителя», а завершилось все выступлением джаз-балета «Артес». Суть современного искусства отразилась в этом перформансе — заявка на размышление, провокация. «Посмотрите на нас. Мы такие же, как вы» - мысль выраженная участвующими в постановке мигрантами, узбеками, одними из представителей «прибывающей» культуры в Россию.

Она была подхвачена дискуссией, развернувшейся после представления. Правильно ли мы используем термин «мигрант»? Не сложился ли у нас стереотип мигранта, как некоего человека низшего сословия, врага? Каковы новые пути развития взаимодействия наций? Эти вопросы, повисшие после  перформанса, нашли своё выражение в последующей активной полемике, в которой также участвовали и гости из Австрии. Диалог культур, происходивший вживую, непосредственно перед нашими глазами, призывал, будоражил.

«Мы все живем на одной планете и вынуждены взаимодействовать. Стоит ли враждовать?» Возникающая культурная солянка…множественность точек зрения…понятия совсем не новые в искусстве. Художники надеются, что искусство способно повлиять на общество, помочь взаимодействию, уравновесить мировой баланс. Это довольно сложная задача, поскольку с одной стороны, человечеству необходимо прийти к всеобщему единству, а с другой – важно сохранить национальную идентичность. Люди, говоря на разных языках, стараются понять друг друга, а оказываются очень далекими между собой. Возникает настоящее «вавилонское смешение»…«Человек может понять чужое, только если он сам был чужаком. Быть чужаком означает быть у себя дома по всему миру». Э. Фромм. Давайте сделаем нашим домом целый мир.
Категория: Аудиокультура | Добавил: Admin (15.11.2012) | Автор: Анна Дедюхина
Просмотров: 582 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]