Понедельник, 25.03.2019, 02:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Арт-сфера

Все в «Школу»!

С 13 по 16 марта в стенах Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки состоялась «Школа профессионального мастерства». Этот проект был организован совместно кафедрами струнных инструментов и камерного ансамбля. Мастер-классы и концерты, состоявшиеся в Большом и Малом залах, привлекли внимание не только педагогов и студентов Нижегородской консерватории, но учащихся  и преподавателей начального и среднего звена.  С особым энтузиазмом был воспринят приезд профессоров Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, народных артистов России Александра Зиновьевича Бондурянского, Владимира Михайловича Иванова и их учеников.

Вот что рассказала автор идеи «Школы профессионального мастерства», заведующая кафедрой струнных инструментов, заслуженная артистка России, профессор Нижегородской консерватории С. Н. Пропищан:

- В.М. Иванов и А.З. Бондурянский – это два человека, которые всю свою жизнь отдали камерному музицированию, они много лет играют в составе известного «Московского трио». Кроме того, они оба прекрасные солисты. Это первоклассные профессионалы и очень большие друзья нашей консерватории. Я надеюсь и в дальнейшем повторять опыт проведения «Школы профессионального мастерства», но с охватом большего числа городов. Для педагогов нижегородских музыкальных школ и школ области, а также преподавателей училищ - это необходимо. Участие в проекте стало для них праздником.

Организаторы «Школы профессионального мастерства» с признательностью отметили, что идею ее проведения поддержали ректор Московской консерватории, заслуженный артист России, доктор искусствоведения, профессор А.С. Соколов и ректор Нижегородской консерватории, народный артист России, профессор Э.Б. Фертельмейстер. Благодаря этому удалось организовать не только мастер-классы столичных профессоров, но концерты их студентов и студентов кафедр.

В проекте принимали участие и преподаватели Нижегородской консерватории. 13 марта мастер-классы вели профессора и доценты кафедры камерного ансамбля Е.А. Флерова, В.В. Алексеев А.А. Назарова, Н.А. Матвеева. А на следующий день в работу вступили представители кафедры струнных инструментов – профессора С.Н. Пропищан, Л.В. Лукьяненко, И.Д. Пучкова и доцент М.П. Евсикова.

15 марта при большом стечении участников и слушателей прошел мастер-класс профессора В. М. Иванова, заведующего кафедрой струнных инструментов Московской консерватории. Именитый музыкант работал с ребятами разных возрастных групп: со студентами консерватории, учащимися  нижегородского  музыкального колледжа имени М. Балакирева и воспитанниками детских музыкальных школ.  

- Владимир Михайлович, Вы уже провели огромное количество мастер-классов, какие у Вас профессиональные ожидания от «Школы» в Нижнем?

- Буду отвечать честно. Опыт позволяет мне говорить не об ожидании, а о конкретном знании того, что будет. Школьники приходят талантливые, учащиеся среднего звена – хорошо наученные, а студенты консерватории выглядят слабее. К сожалению, это общая проблема продолжающейся музыкальной централизации. Профессиональные перспективы «оттягивают» хороших ребят из школ и училищ в столичные города – Петербург и Москву. Я не люблю слово «провинция», да и какая же провинция Нижний Новгород, где находится одна из признанных российских консерваторий - учебное заведение с замечательными традициями. Но действительность такова, что зависимость от экономической жизни сказывается во всем. В Нижнем – два больших оркестра и несколько маленьких, в Москве – двадцать или больше, в которые каждые несколько месяцев можно играть конкурс. Поэтому ребята оркестровых специальностей, думая о своем профессиональном и человеческом будущем,  стремятся в Москву. Я знаю это как декан оркестрового факультета. Но это вовсе не означает, что профессиональная музыкальная жизнь сосредоточена только в Санкт-Петербурге и Москве.

- А как Вы ощущаете себя в Нижнем Новгороде?

- Я очень люблю сюда приезжать. Здесь хорошо – в консерватории неувядающий народ, чей профессиональный труд я очень ценю, с которым мне приятно общаться. С удовольствием приеду в этом году снова в качестве председателя государственной экзаменационной комиссии.

Впечатлениями от мастер-класса В.М.Иванова делится профессор Нижегородской консерватории И.Д. Пучкова: «Мастер-классы необходимы, в первую очередь, для того, чтобы и педагоги, и студенты чувствовали уровень, к которому нужно стремиться.  Сдвиг с «мертвой точки» невозможен, если человек «варится в собственном соку» и дальше своей школы, училища, консерватории ничего не видит. Многие профессиональные данные, приобретенные во время учебы, забываются. Мастер-классы помогают вспомнить, как нужно заниматься на инструменте. Кроме того, они «встряхивают» музыкальную жизнь. Такие события вдвойне полезны, когда к нам приезжают профессионалы, подобные В. М. Иванову. Он не только мастер своего дела, тонкий знаток инструмента, но и интересный человек, владеющий фундаментальными знаниями, умениями и опытом. У него прекрасная речь, что делает выступления перед публикой непринужденными и необычайно интересными. Когда слушаешь Владимира Михайловича, внимание не ослабевает ни на минуту. Иванов обладает удивительной способностью раскрепощать человека, с которым занимается. Он дает ребятам волю выразить себя, и подобная манера работать помогает ему добиваться отличных результатов. Остается только радоваться, ведь прекрасные традиции московской школы не теряются!»

Вечером нижегородская публика смогла услышать и по достоинству оценить результат педагогического мастерства профессора Иванова. На концерте выступили студенты его класса: лауреаты Международных конкурсов А. Корягина, О. Якушина, Л. Солодухина, Р. Монасыпов, Е. Корженевич, И. Чепижная, Е. Семенова, П. Милюков. Молодые скрипачи порадовали разнообразием репертуара: в концерте прозвучали произведения Н. Паганини, А. Баццини, И. Брамса, Г. Венявского, П. Чайковского, П. Сарасате и других композиторов. Музыканты показали высокий уровень исполнительского искусства. Особенно дорого то, что «высший пилотаж» в игре на скрипке не становится самоцелью. Исполнение каждого из них не ограничивается блестящей техникой. Самое главное – осмысленный подход к музыке и ее глубокое понимание. Наверное, именно в этом кроется подлинный талант, и именно этому учит своих воспитанников Владимир Михайлович.

 «Отличительная черта воспитанников Иванова - потрясающее качество техники. Огромное значение имеет внутренний слух и интеллектуальная работа. Неслучайно Владимир Михайлович говорит, что настоящий исполнитель должен каждый день трудиться над развитием мышления», - уточнила И. Д.Пучкова.

16 марта мастер-класс проводил профессор Московской консерватории А.З. Бондурянский. Четыре ансамбля студентов Нижегородской консерватории исполняли самую разнообразную музыку – от Бетховена до Шнитке. Профессор вел занятия с искренней увлеченностью, его точные, меткие указания, иногда окрашенные тонким юмором, были призваны  подобрать ключ к воплощению авторского замысла. Заведующий кафедрой камерного ансамбля Нижегородской консерватории, профессор В.В. Алексеев прокомментировал состоявшийся мастер-класс:

«Что касается А.З.Бондурянского, в такой обстановке он себя чувствует как рыба в воде, в родной стихии.  Александр Зиновьевич человек очень образованный, очень профессиональный, любящий свое дело. Он из тех людей, кто не спрашивает, что будут играть - он очень эрудирован, превосходно знает камерный репертуар. Больше всего меня поражает в его мастер-классах доскональное знание технологии струнных инструментов. Будучи пианистом, он очень хорошо и в этом разбирается».

По окончании мастер-класса Александр Зиновьевич ответил на несколько вопросов:

- Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от работы с нижегородскими ансамблями.

- Я знаю работу кафедры камерного ансамбля Нижегородской консерватории не понаслышке, в течение многих лет с удовольствием приезжаю сюда и как председатель госкомиссии, и с открытыми уроками. Я всегда с очень большим уважением отношусь к работе моих коллег, замечательных педагогов. Так что и в этот раз выступления их ансамблей подтвердили высокий уровень работы всей кафедры в целом.

Результатами я очень доволен, по-моему, мы хорошо потрудились, весьма плодотворно, к обоюдной радости обеих сторон. И студенты сегодня были активны. А без этого никакой урок вообще невозможен.

- Как Вы считаете, насколько важны и нужны такого рода «Школы профессионального мастерства»?

- Для меня, безусловно, это важно и нужно. Не потому, что я могу изрекать что-то сверхъестественное. Просто я сам на этих уроках учусь. Это повелось еще от моих замечательных педагогов - строить урок на соучастии ученика и учителя. Мы одинаково участвуем в процессе. Скажем, педагог как более опытный музыкант может больше подсказать, но в то же время и ученики предлагают какие-то новые идеи, которые тоже стоит воспринимать. Это взаимодействие очень интересно.

- По-Вашему мнению, камерное исполнительство сейчас востребовано на концертной эстраде?

- Безусловно. Мы в последнее время становимся свидетелями появления целого ряда замечательных молодежных ансамблей, которые с успехом выступают на различных конкурсах и фестивалях. И я должен сказать, что публика с большим удовольствием ходит на концерты камерной музыки и слушает выступления этих ансамблей с неподдельным интересом, может быть даже с большим, чем раньше. Я думаю, что камерная музыка всегда была востребована. Другое дело, что на уровне филармоний, концертных организаций это не встречает большого энтузиазма. И поэтому приезды камерных ансамблей, скажем, в Нижний Новгород, не так часты. Во всяком случае, я могу сказать из опыта нашего «Московского трио», что в прежние годы мы приезжали сюда гораздо чаще. Сейчас мы крайне редко бываем в Нижнем Новгороде. От этого, конечно, теряем и мы, утрачивая контакт с замечательной нижегородской публикой, и сама нижегородская публика становится до некоторой степени обделенной. Если бы сейчас нас услышали руководители концертных организаций, может быть, они задумались о концертной политике. Для молодых ансамблей концертная практика очень важна, потому что создать новый ансамбль весьма непросто. Это требует большого труда, внимания, долгой и кропотливой работы. И когда такой ансамбль не имеет возможности интенсивно концертировать, то энтузиазм угасает в силу независящих от музыкантов причин. Они хотят играть, они могут играть, но им не всегда дают играть. И, как правило, они продолжают  работают в силу преданности идее камерного музицирования и сотворчества. И мне очень приятно, что среди моих учеников есть сложившиеся ансамбли, которые несмотря ни на что, продолжают свое существование и весьма успешное.

Вечером 16 марта в Большом зале Нижегородской консерватории прошел концерт камерной музыки. В нем прозвучали три трио в исполнении студентов кафедры камерного ансамбля Московской консерватории. Фортепианное трио Ф. Мендельсона в интерпретации Н. Писаревой (фортепиано), Е. Назаровой (скрипка) и А. Рамма (виолончель) прозвучало безукоризненно по технике, пленяло искренностью, эмоциональностью подачи и благородством звука. А. Шайкин (фортепиано), А.Саидов (скрипка) и Ф. Землеруб (виолончель) играли Фортепианное трио Ми бемоль мажор Ф.Шуберта. Их филигранная и стилистически выверенная манера исполнения нашла воодушевленный отклик слушателей. Нечасто в Нижнем Новгороде исполняется Элегическое трио ре минор «Памяти великого художника» С.Рахманинова. Такой подарок преподнесли в тот вечер публике М. Бандурин (фортепиано), Р. Степанян (скрипка) и В. Верстюк (виолончель). В их игре ощущалась зрелость опытных мастеров. С последней нотой знаменитого рахманиновского трио закончилась нынешняя «Школа профессионального мастерства». Будем ждать новых встреч!

Татьяна Годованец,

Мария Евсеева

студенты кафедры прикладного музыковедения  ННГК

Категория: Арт-сфера | Добавил: Михаил_Бурцев (09.04.2010) | Автор: Татьяна Годованец, Мария Евсеева
Просмотров: 321 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]