Понедельник, 25.03.2019, 02:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Арт-сфера

«Солисты Нижнего» - открытия нового сезона.
В сентябре 2009 года в столице Приволжья состоялся Первый международный фестиваль «Барокко & классика Нижний Новгород», посвященный историческому исполнительству. Одним из инициаторов фестиваля стал муниципальный камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода». Этот небольшой коллектив вот уже 15 лет является непременным участником крупнейших музыкальных фестивалей и форумов Нижнего Новгорода. Репертуар оркестра привлекает разнообразием, он включает практически все сочинения для камерного состава. Важное место в репертуарной политике «Солистов» занимает старинная музыка, вкус к которой привила музыкантам заведующая кафедрой струнных инструментов Нижегородской консерватории, заслуженная артистка РСФСР С. Н. Пропищан – основатель ансамбля. Нынешний художественный руководитель оркестра, скрипач В. Плаксин рассказывает, что коллектив не является аутентичным в подлинном узком смысле, как, скажем, московский Pratum Integrum или петербургский Оркестр Екатерины Великой. «Нужен особый строй, другое слышание» - говорит он. Для «Солистов» смена металлических струн на жильные, не говоря уже о приобретении подлинных старинных инструментов - дорогое удовольствие. Исполняя старинную музыку на современных инструментах, оркестранты благодаря своему исполнительскому мастерству максимально приближают звучание к аутентичному. Материальная составляющая – инструментарий, струны - для исторически точного исполнения – вещь, конечно, важная, но не единственная. Погружение в атмосферу эпохи, знание исторических источников, использование необходимых артикуляционных приемов, наконец, точное ощущение жанровой основы сочинения помогают на пути к успеху в исторически точном исполнении.
Значимым событием в жизни «Солистов» стало их знакомство с немецким музыкантом Кристофом Майером — скрипачом, педагогом, дирижером, признанным специалистом в области исторического исполнительства. Участник «Schupanzig-quartet», он многие годы играл в составе ансамбля «Musica Antiqua Köln». Сейчас преподает в «Händel-Akademie» в Карлсруе. Творческому союзу К. Майера и «Солистов» уже 5 лет. За эти годы оркестр представил семь проектов серии «Историческая исполнительская практика»: «Барокко по-кёльнски» (2004г.), «Фамилия БАХ» (2005г.), «MOZART!!!» и «Золотое барокко» (2006г.), «Английское барокко» (2008г.), «И. С. Бах & Ф. Мендельсон-Бартольди» (2009г.). Совместно с «Солистами» К. Майер осуществил в Нижнем Новгороде постановку мировой премьеры оперного пастиччо на музыку Г. Ф. Генделя и собственное либретто «Ученик Генделя, или Сила Музыки».
Успех творческого тандема вдохновил музыкантов на проведение нынешнего фестиваля. Идея вынашивалась в течение года. «Солисты» пригласили исполнителей, с которыми уже имели опыт творческого общения: Андрея Коломийцева (орган), Наталью Кириллову (сопрано) и Светлану Звереву (скрипка). Все они учились когда-то в Нижегородской консерватории. К. Майер признается: «Я нашел здесь людей, коллег, музыкантов и студентов, которые мне лично стали очень дороги. Поэтому у меня есть эмоциональная потребность приезжать сюда».
А.Коломийцев - лауреат международных конкурсов старинной музыки в Голландии и Италии, активно концертирует в России и за границей как органист и клавесинист. Он выступает в составе таких коллективов, как Ensrmble 94 Stuttgart, камерный оркестр Пфорцхайма, барочный оркестр Генделевской Академии в Карлсруе.
Н. Кириллова участвовала в финалах международных конкурсов в Испании, Греции, Бельгии и является лауреатом Гран-при Международного конкурса Musica Classica "Венская Весна”. Сейчас Наталья - солистка Пермского театра оперы и балета.
С. Зверева семь лет играла в составе «Солистов Нижнего Новгорода». Имеет опыт выступлений в Санкт-Петербургском «Оркестре Екатерины Великой» и нижегородском ансамбле «Артис». Сейчас она — артистка академического симфонического оркестра филармонии им. М.Ростроповича и преподаватель кафедры струнных инструментов ННГК им. Глинки.
В программы концертов были включены, главным образом, камерные сочинения барокко и классицизма: трио-сонаты, кантаты для инструментального ансамбля и голоса, квартеты, органные сочинения. В финальном концерте прозвучали симфонии Гайдна. Гендель и Гайдн - знаковые имена для нынешнего фестиваля. В 2009 году исполняется соответственно 250 и 200 лет со дня их смерти. Поэтому первый и заключительный концерты были посвящены творчеству композиторов как дань памяти двум великим музыкантам прошлого.
Вниманию публики было представлено несколько российских премьер. В их числе органные пьесы — "Perdone. Moi. Sie. Folie” Марко Антонио Каваццони, квартет № 9 g-moll Игнаца Йозефа Плейеля, а также "Tierce en taille” нашего современника, немецкого композитора Юргена Эссля. Впервые в Нижнем Новгороде прозвучала кантата для сопрано, струнных и basso continuo «Crudel tiranno Amor» Г.Ф.Генделя.
На открытии фестиваля исполнялись только камерные сочинения Генделя, в том числе и камерно-вокальные. По словам участницы концерта, певицы Н. Кирилловой, старинная музыка занимает в ее репертуаре особое место, очень близка ей по духу. Ее светоносный голос, словно созданный для того, чтобы петь Генделя, не оставляет у слушателя сомнений в том, что в наши дни музыка барокко может звучать живо и непосредственно. Экспрессивная игра инструментального состава – К. Майер (скрипка), С. Зверева (скрипка), Н.Тельминова (виолончель) и А. Коломийцев (орган) – рождает в воображении оживленные беседы и изящные жесты посетителей светских приемов.
Эпоха барокко немыслима без органа, поэтому второй концерт фестиваля был целиком посвящен итальянской, голландской, немецкой и французской музыке 16-го-18-го веков. По словам А.Коломийцева, современная концертная практика показывает, что многие шедевры итальянского и французского органного барокко незаслуженно забыты, поэтому музыкант в своей программе решил заполнить этот репертуарный пробел. Героями его программы стали Клаудио Меруло, Марко Антонио Каваццони, Иоганн Пахельбель, Джироламо Фрескобальди, Клод Бальбастр. Не обошлось и без органных сочинений И.С. Баха и Г. Ф. Генделя.
За хронологические рамки фестиваля выходило лишь сочинение Юргена Эссля (род. 1961) «Tierce en taile», посвященное выдающемуся французскому композитору Луи Куперену. В основе этого произведения - пьеса знаменитого клавесиниста. В трактовке Эссля оригинальный нотный текст остался неизменным, композитор лишь добавил к нему 5-й голос.
В целом, интерпретация органиста резко отличалась от традиционной манеры и смутила многих слушателей. Непривычной была интерпретация барочных сочинений с чересчур вольной трактовкой метроритма. Самое сложное в исполнении произведений барокко — найти золотую середину между равномерной пульсацией музыки и агогической свободой. Переступить эту грань — значит отклониться от истинного смысла сочинения.
Третий концерт прошел под знаком классицизма. Он состоялся в зале университета им. Лобачевского. Роль главных действующих лиц исполнили участники квартета «Солисты Нижнего Новгорода». Акустика в этом зале считается лучшей в городе именно для исполнения камерных и вокальных сочинений. Музыка в этих стенах приобретает дополнительные краски. Даже выразительный вздох исполнителей в ауфтакте буквально парит над залом. Звучание квартетов И. Плейеля (№ 9, соль минор Ben 339), В.Моцарта (до мажор КV 465), Й.Гайдна (ре минор ор. 76, №2 "Quinten”) пленяло особым очарованием, мелодической и гармонической изысканностью.
Мастер-классы, которые проходили в консерватории в рамках фестиваля, позволили познакомиться с основными принципами педагогической работы К. Майера. Встреча со студентами стала своеобразной творческой лабораторией, вдохновившей участников на дальнейшие творческие поиски. Яркость студенческих впечатлений отразилась в их эмоциональных откликах :
О. Панова - 5 курс вокального факультета (меццо-сопрано): «Я специально выбрала произведение, которым занималась с итальянским педагогом. Подход оказался совершенно разным: итальянцы за основу берут инструментальное начало, Майер шел от слова, от содержания».
М. Стецюра - студентка 3 курса духового отделения (флейта): «Русские педагоги немецкую музыку мыслят иначе, чем немцы. Для меня принципиально важно мнение музыканта, родившегося в Германии. Интересно его прочтение Баха, предложения по поводу артикуляции и фразировки».
21 сентября лучшие студенты мастер-класса выступили на концерте в Малом зале консерватории. К. Майер, чуткий педагог и впечатлительный педагог, заметно переживал за своих учеников, может быть, даже больше, чем они сами.
Заключительный концерт фестиваля открылся нетипичным для Гайдна сочинением - симфонией N49, известной под названием «La Passione» («Страсти»). В ней угадывается трагический библейский сюжет – страдания Христа перед распятием. Такого рода образы редки у композитора, но в исполнении «Солистов» под руководством К. Майера нашли адекватное воплощение. Сильной стороной концерта, в котором были исполнены еще две симфонии знаменитого австрийца, стали отточенность оркестрового штриха, разнообразие динамической палитры, тщательная выделка всех деталей фактуры. Этому предшествовала кропотливая репетиционная работа, о которой рассказала скрипачка В. Игнатова: «На репетициях К. Майер тщательно занимается проработкой всех деталей исполнения – от штриха до развития музыкальной мысли. Его трактовки отличаются живостью интонаций. Он очень оптимистичный, добрый и ранимый человек. Когда его что-то огорчает, это сразу видно по его внешнему виду: опущенный взгляд, грустные глаза, скудная мимика. Когда он доволен музыкантами, то весь искрится, едва не подпрыгивает на месте».
Реакция публики в финале фестиваля сконцентрирована в словах старшего преподавателя Нижегородской консерватории, дипломанта всероссийского конкурса И. Лежневой: «Сегодня редкой красоты вечер, прекрасная музыка. Очень легкие и изящные трактовки дирижера, которые меня просто покорили».
В целом фестиваль удался и надо отдать должное его устроителям - идея хороша. Однако, как в любом деле – здесь тоже было свое «но»… Возможно, событию не хватило размаха. Хотя организаторы и стремились к разностороннему и полноценному освещению музыкальной культуры барокко и классицизма, но репертуарная доминанта осталась за камерными жанрами, а потому и само событие получилось камерным. Если в программу следующих проектов включить крупные сочинения - оратории или concerto grosso - то панорамное видение фестиваля станет заметно богаче и ярче. Будем ждать продолжения!



Арт-журналисты I курса ФДО ННГК
Т.Годованец и Т.Лукина
Категория: Арт-сфера | Добавил: Михаил_Бурцев (15.12.2009) | Автор: Т.Годованец и Т.Лукина
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]