Пятница, 22.03.2019, 19:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Арт-сфера

"Царство божие внутри нас", или поперёк между Россией и Кембриджем

"Царство божие внутри нас",

или поперёк между Россией и Кембриджем

Культовый российский писатель Владимир Пелевин сравнил Россию с носителем эмбриона "чужого" из известного голливудского блокбастера. Того самого чудовища, которое растёт в человеческом теле и вырывается на волю, разрывая грудную клетку своего кормильца. Только впоследствии неожиданностью для дитя-отцеубийцы становится то, что оно само потом становится таким же инкубатором для очередного монстра - и повторяет судьбу своих собственных жертв. Так, Советская власть успешно произвела революцию в России, но и в свою очередь погибла от антисоветизма, выросшего в её собственном чреве. Так было, - очевидно, так будет идти и дальше... Печально, но это наш modus vivendi.

Продолжая аналогию, укажем на ещё один важный аспект жизнедеятельности "чужого" - распространение своих спор и потомственных нитей на другие удалённые галактики и планеты. И вот, добро пожаловать в нашу Великобританию, дорогие читатели! Английская Белоснежка уже надкусила яблочко! Процесс пошёл, полоний идёт по трубам... Не случайно мудрые картины, типа фильмов о Джеймсе Бонде, или недавний раритет Eastern Promises серьёзно предупреждают невинных англичан о всеобъемлющей Russian threat. Нехитрый вопрос, кто кого одолеет, решится со временем. Недолговечность многих русских колоний, переваренных в испытанном желудке Америки, хорошо известна. Устоит ли интеллигентная Англия против русской пищи и водки?

Несмотря на уже общепринятость понятия "Russian Britain", спектр явлений, которые оно под собой подразумевает, достаточно широк. Порой это целые организации, которые, подобно хищникам, вырвавшимся из опостылевших им российских заповедников, соблюдают дистанцию между собой, близко к себе не подпуская. (К таковым многие относят организацию Russians in the city.) Есть и такие, что, в лучших традициях исконно русского кота Леопольда, всегда готовы дружить даже с самыми серыми мышами. Есть русские, которые вообще не желают здесь общаться с русскими (знаменитая блоковская "любовь, которая и жжёт, и губит"). И, наконец, вообще не русские, но которые влюбились в нас - сначала из-за какого-нибудь русского фильма или книги. Те, которые чувствуют к нам что-то, но не всегда в состоянии определить, что именно. Это простая, обычная любовь, которая тоже не есть сахар. Или - поселившаяся в них русская тоска.

Всем, кто родился и вырос в России, о русской тоске прожужжали все уши. Борис Гребенщиков её назвал "древнерусской" - хотя "новорусской" она является не в меньшей степени, так как по-прежнему свойственна нашему поколению. Единственное, это не та тоска по Родине, о которой писали Владимир Набоков в 20-е годы, русские философы и поэты эмигранты, включая Н. Бердяева, Сашу Чёрного. Это - тоска изначальная, онегинская; которая дозированно проникает в кровь, свидетельствуя о зарождении вышеупомянутого червя сомнений в твоём сознании.

Композитор С. Прокофьев испытывал похожие чувства, говоря о том, что "мои земляки и я носим свою землю с собой. Конечно, не всю, а только совсем немного – ровно столько, сколько сначала делает немножко больно, потом всё больше, больше и больше, пока это нас не сломит. Вы не можете это понять до конца, потому что вы не знаете землю моей родины...". Прокофьев вернулся, как и С. Эйзенштейн, как и многие другие - даже в яркие и трагические 30-е годы. Сегодня большинство из нас не хочет обратно на целину. В этом наше главное отличие от предыдущих поколений эмигрантов.

И всё же налицо некое стремление идентифицировать себя как нацию. Ради этого мы создаём общества, устраиваем концерты и мероприятия, выпускаем газеты и журналы - жертвуем невероятным количеством своего времени и сил во вред своей карьере и благосостоянию. "Со своей земли - не сходи" - говорит Александр Невский из одноимённого фильма в ответ на выгодное предложение работодателя из Золотой Орды. Мы поступили прямо противоположным образом, и мало кто сожалеет об этом. Сомнения же в благородстве подобного шага постоянно высказываются и обдумываются.

"Моя родина как свинья жрёт своих сыновей", - эта жестокая фраза БГ запала в душу многим нашим соотечественникам, судя по колонкам прессы. Раз уж мы пошли сравнивать Россию с самыми разными существами, то не грех доплыть и до рыб. Среди глубоководных обитателей существуют такие, которые могут случайно поглотить свои собственные икринки, если те не отнесёт достаточно далеко по течению. Также и упомянутые хищники выгоняют своих детей из дома, как только они достаточно возмужают. Данная аналогия кажется гораздо более точной в нашем случае: Россия обеспечила нормальное детство и образование очень многим их тех, кого здесь зовут Russians. Ненужными у себя на родине мы стали, уже когда выросли; и львиная доля эмигрантов не смогла бы себя реализовать в российских глубинах так, как мы делаем это в стране туманных альбионов.

И, словно в отместку тому, что мы наслышаны о себе с пелёнок - о том, что русские лентяи, пьяницы и не имевшие своих собственных талантов, т.п. - мы вовсю вкалываем, ведём здоровый образ жизни и достигаем высоких академических отличий. Творим всё то, чего не могли или не хотели делать в России. Но сумеет ли русский "чужой" не только прижиться, но и пустить корни в английский организм? И что за формация образуется в результате?

Кембридж - заслуженный и старый город в Англии (почти как Оксфорд - с которым они ведут аккуратную полу-войну), в течение столетий налаживал свои связи с Россией. Из наиболее знаменитых событий - несколько приездов в Кембридж Ивана Тургенева, награждение почётными степенями Ильи Мечникова, Ивана Павлова, многих других. В память о посещении Кембриджа П. И. Чайковским, удостоенным почётной степени доктора музыки в 1893 г, до сих пор устраиваются торжественные ужины. Как-то раз, один из гостей попросил пепси колы - вопреки тому, что меню было бережно воссоздано в точности с того ужина, который вкушал Пётр Ильич более столетия назад. Организатор мероприятия, учёный из King's колледжа велел отказать гостю, тем самым показав себя ярым поборником английских традиций - несмотря на свой украинский паспорт.

Как видно, Кембридж изобилует проявлениями a la Russe и в историческом, и в современном аспекте. Именно здесь - опять же, немножко поотстав от Оксфорда, возникло первое сообщество русских эмигрантов, руководителем которого явился Владимир Набоков (1920-е г.). Впоследствии русские общества внутри Университета иногда поднимались и снова падали - до очередного, недавнего запуска, состоявшегося в 2001 году (опять чуть позже того, как это случилось в Оксфорде). Сегодняшнее CU Russian Society официально провозглашено "самым активным обществом в Кембридже"; в его орбиту включено около тысячи человек - как студентов, так и не связанных с университетом, не обязательно русскоговорящих, живущих как в Кембридже, так и в других английских городах.

Несмотря на то, что Русское Общество, всё же, не самое многочисленное среди кембриджских обществ, роль его безусловно одна из самых выдающихся. Открыв страничку "Events" на его сайте (www.russiancambridge.org), вы увидите целую панораму из разного рода мероприятий: показов фильмов, лекций, вечеринок разного рода. Ежегодная вечеринка "Baltic Sea Vodka Party" уже прославилась и за пределами Кембриджа, собирая гостей из разных английских городов. Как ни удивительно, русские общества Англии общаются даже без повода выпить - дружественные визиты друг к другу русских обществ Кембриджа и Оксфорда уже стали их совместной традицией.

Общество занимается и культурной деятельностью - организацией концертов классической и рок музыки, приглашением знаменитостей в Кембридж (Леонид Парфёнов, Сева Новгородцев, Борис Гребенщиков). Устраивая ежегодные капустники, активисты Общества явились создателями первого в Англии русско-студенческого фольклора. В 2007 году обществом был проведён литературный конкурс, приуроченный к 30-летию кончины В. Набокова.

Естественно, подобные акции в огромной мере нацелены на изменение российского имиджа, всё ещё изрядно отдающего белым медведем и вездесущей водкой. Ибо и имя Набокова в упомянутом фильме Eastern promises использовано затем, чтобы как-то обозвать очередного куртуазного русского мафиози, который, согласно фильму, раньше жил в Англии, а сейчас из Америки, куда переехал (прямо по следам настоящего Набокова), поставляет английским браткам второсортную технику. Сие, конечно, прогресс в знаниях о России, если учесть, что в старых фильмах про Джеймса Бонда ярыми противниками героя оказались покрытые пылью "генерал Пушкин" и "генерал Гоголь".

Но, несмотря на то, что здешние хоть и читают российских писателей - их знания и уважение к русской культуре ни на йоту не способствует улучшению отношений между странами и смягчению визовых режимов по отношению к самим русским. Прошлогодняя история со злосчастным полониевым отравлением спокойно уживалась с неистовыми восторгами от успехов российского балета Большого театра на страницах газет и журналов. Недавний успех художественной выставки From Russia совпал с резкой критикой в адрес режима Путина. Ругань и комплименты идут параллельно, не пересекаясь, -- как будто страна и культура этой страны не сообщаются между собой.

В Кембридже официальные оценки русских принципиально противоположны и, следовательно, позитивны. Как сказал о нас профессор Кейнс (в заключение своего выступления): "Не вызывает сомнения тот большой академический вклад, которые русские внесли в Кембридж в самых различных областях, но то, что по моему опыту объединяет их всех – это отличительное дружелюбие и очарование. Мы надеемся встретить нечто подобное и в будущем".

У нас, действительно, довольно легко получается быть очаровательными и дружелюбными в здешнем пространстве - столь очаровательно-дружелюбном по отношению к нам и русской культуре. Тем не менее, враждебное отношение к нашей стране осуществляет разделение и внутри нас. Стараясь во благо Русского Общества, мы восполняем не столько то, что мы потеряли, но, скорее, то, чего у нас и не было в достатке на нашей родине: культуры и интеллигентности, самоуважения и взаимоуважения, системы взаимопонимания и взаимопомощи - тех сил, которые и формируют общество, как оно есть. Россия остаётся с нами в душе - но мы делаем её другой, новой, какой мы хотим её видеть. Нам ещё многое предстоит совершить для Русской Англии (получить мемориальную комнату им. В. Набокова, издать книгу о русских в Кембридже и т.д.). Надеюсь, нашего очарования хватит на получение необходимых для этого средств. Будем стараться.

Владимир Орлов

Категория: Арт-сфера | Добавил: Ксения_Новикова (26.06.2008) | Автор: Владимир Орлов
Просмотров: 142 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]